Вход через соц сеть:

» » Секреты лоскутного шитья

Секреты лоскутного шитья

  • Идею разместил: Samodelkin
  • Дата: 27-04-2009, 15:38
  • Просмотров: 27463
  • Категория: Шитье / Советы
  • Комментариев: 0

altТехника шитья из кусочков ткани в России развивалась очень давно. Издавна знали у нас, как латать шелковые сарафаны и душегрейки лоскутами того же материала или кусочками ткани другого рисунка и цвета. А разве не лоскутное шитье встречается в народных рязанских навершниках, где орнамент состоит из нашитых цветных полос? А узорные головные уборы тульских крестьянок, заплатки, превращающиеся в основу композиции крестьянского костюма соседних губерний?
Но как самостоятельный вид творчества лоскутная мозаика широко распространилась и стала входить в обиход только в XIX веке, когда в деревни начали завозить фабричные цветные ситцы и сатины, пришедшие на смену домотканой шерсти, льну и конопле. Из ситца шили рубахи, другую одежду и предметы домашнего обихода, а оставшиеся лоскутки складывали в сундуки, создавая затем знаменитые «бабушкины» яркие пестрые покрывала, одеяла, ковры. Шили вручную. Полностью собрать все не получалось — не хватало ткани. Собирали постепенно, по мере появления в доме новых цветных кусочков. Сначала составлялся узор из того, что уже было в доме. Брался простой геометрический орнамент с чередованием одних и тех же форм: полос, треугольников, квадратов, ромбов — того, что видели в творчестве, вышивке. Мастерицу не смущало, если изначально ткани было немного. Она исходила из имеющегося, составляя узор на трети или четверти всего размера будущего одеяла. Когда кончались лоскутки, готовая часть откладывалась в сторону в ожидании, когда поступят новые, чтобы дополнить и продолжить работу.

В Америке, где нет давних традиций других видов народного искусства, шитье из кусков ткани является основным домашним творчеством, которым занимаются миллионы. Каждое изделие преподносится как произведение искусства, устраиваются смотры, фестивали, люди обмениваются опытом. Изготовленные вещи ценят очень высоко. Старые лоскутные покрывала и пледы бережно собираются в музеях и частных коллекциях. Например, в Швейцарии есть собрание старинных лоскутных американских изделий. Оно охватывает время со второй половины XVIII столетия почти до наших дней.
Эти вещи — живая история: так и видятся незатейливые кибитки переселенцев, которые движутся по безлюдным местам Среднего Запада. Аналогичные предметы шились в Центральной Америке и даже в Австралии.
В старинных изделиях можно увидеть, как постепенно складывался узор, как бережно относились к материалу мастерицы, какова была последовательность работы и как, если вдруг не хватало какого-то куска, на сложный, почти уже завершенный узор брали похожую по орнаменту другую ткань, также взятую со старых рубашек, платьев, покрывал, платков. Вещи поизносились, но в некоторых местах сохранили первоначальную свежесть оттенков красителей и прочность самого текстиля. На иных покрывалах проглядывает использование всего двух или трех тканей, которые соединены в одно изделие эффектным орнаментом, благодаря которому вещь становится произведением искусства и начинает новую жизнь. Часто узор так затейлив, что не разглядишь даже следов старого материала. Орнаменты привозились с собой из Европы, заимствовались у индейцев...
Сейчас лоскутное шитье по всему миру переживает новое рождение. Оно стало для многих женщин, а нередко и мужчин своеобразным хобби. Вещи шьют профессиональные художники-текстильщики и домашние хозяйки. Кто-то изобретает новые абстрактные узоры, а кто-то пользуется уже готовыми устойчивыми формами, накопленными веками. Этим занятием зарабатывают на жизнь, украшают свой дом, делают подарки...
Шитье из маленьких фрагментов материалов различной фактуры и состава (используется разная ткань: шерсть, вискоза, хлопок, шелк, жаккардовые натуральные, искусственные ткани и т.д.) является очень увлекательным занятием — сродни разгадыванию кроссвордов. Давайте же пофантазируем на заданную тему и сложим свою лоскутную мозаику.

altЧто шьется из лоскутов? Покрывала на кровать и диван, на кресла и стулья, занавески, фартуки, прихватки, грелки на чайники, различные сумочки и чехлы, салфетки и скатерти, жилеты, жакеты, юбки, пальто, брюки, шляпы, перчатки, украшения. Не правда ли, список впечатляет?
С чего начать работу? Во-первых, необходимо иметь представление о некоторых видах орнамента, широко используемых в данном виде рукоделия, знать технологию их пошива, метод соединения фрагментов в большое изделие — и технический, и композиционный. Во-вторых, уметь обрабатывать края мотива и всего изделия.
Теперь давайте разберем более конкретно, как шьются лоскутные изделия, с чего надо начинать и чем заканчивать.
Главное в работе — выбор материала: из каких лоскутов шить.
Самый используемый текстиль — хлопчатобумажный. Ситец, сатин, бязь и даже батист. Это ткани фабричного производства с набивным напечатанным рисунком. Узоры — самые разнообразнейшие. Фон под рисунком может быть любых мыслимых и немыслимых оттенков. Они все хорошо гладятся — утюжатся, выглядят в изделии аккуратно.
Профессионалы любят применять хлопчатобумажные ткани с добавлением искусственных нитей или с различными пропитками, которые придают определенные свойства, как-то: меньше мнутся, не требуют подкрахмаливания. Узоры на них такие же, как и на ситце. Может быть больше клеток с разным шагом полосок, абстрактных разводов и извилистых полос, фантастических растений, фигур животных и птиц. Из шелкового текстиля популярностью пользуются плотные непрозрачные материалы из натуральных и искусственных волокон.
Красиво и на века шьются вещи из шерстяных тканей самых разнообразных фактур поверхности и толщины. К примеру: в дело пойдет старая школьная форма. Коричневые платья и черные фартуки девочек и синие брюки и пиджаки мальчиков. Если к ним добавить лоскуточки какого-либо яркого цвета, то подбор для пледа уже есть.
Для больших покрывал и накидок хорош драп (старые пальто, куртки, любые его обрезки). Но для обработки необходимо иметь швейную машину с «зигзагом», так как швы лучше делать в толстых материалах встык, то есть кусочки класть плотно рядом во избежание толстых узлов там, где соединяется несколько кусков.
 На Западе широко применяются в лоскутном шитье старые вышивки, фрагменты набивных платков и шалей, старые кружева, старинные шелковые ткани и т.д. Например, подушка, вышитая еще бабушкой, разошлась по швам, вытерлась, но частично орнамент сохранил яркое звучание красок и фрагмент букета цветов. Вот этот фрагмент с цветочками вырезается и вставляется (вшивается) в середину геометрического мотива, который служит рамой, выделяя смысловой акцент новой, но уже не вышитой, а лоскутной подушки.
Трикотаж также находит применение в лоскутном шитье, но реже, чем остальные материалы. Трикотажные лоскутки непредсказуемо тянутся и не держат нужную форму. Их необходимо сажать на клеевой флезелин или подкрахмаливать и только после этого кроить и шить.
Кроме тканей, для работы нужны нитки самых разнообразнейших цветов от № 80 до № 30. Нитки должны быть очень прочными и не рваться от малейшего натяжения. У черных ниток есть замечательное свойство: когда не нравится подбор цветов в готовом изделии или какой-то цвет сильно «вылезает вперед», можно изменить весь колорит, простегав толстой черной ниткой или положив поверху декоративную черную строчку, — узор на глазах станет более уравновешенным и сольется в единое целое.
Для построения рисунка на бумаге берется простой карандаш, линейка и циркуль. Для нанесения контура на ткань используется кусочек мыла или мел. В крайнем случае рисунок на ткань можно нанести простым карандашом с изнанки, но ни в коем случае нельзя использовать фломастер и шариковую ручку. Их полосы так и останутся пятнами на поверхности.
Ножницы должны быть очень острыми и предназначаться только для шитья.
Если мы выбираем какой-то определенный повторяющийся узор, то предварительно нужно прикинуть размер вашего изделия и размер маленькой части — единицы измерения данного предмета. Для этой маленькой части делаем шаблон, по которому собираем всю вещь. В качестве материала для шаблона используются любые картонные коробки.
Перед началом работы все ткани (кроме драпа) стирают или, если они чистые, просто опускают в слегка теплую воду (даже если ткани новые), подкрахмаливают, окуная в готовый раствор, затем хорошо отутюживают во влажном состоянии.
Выкраиваем или по заранее заготовленным картонным шаблонам, или рисуем контур прямо на ткани, если шьем без шаблонов и выкроек. Обязательно нужно учитывать припуски на швы, которые в разных изделиях могут быть разной ширины. В среднем припуски делают от 0,5 до 1 см. Если края «сыпятся», что характерно для шелковых тканей, то их обрабатывают перед стачиванием «зигзагом» или на оверлоке, если используется трикотаж.
Теперь о технологии соединения — сшивания-стачивания лоскутов.


Способ I — самый старинный, предназначен для геометрического однородного орнамента. Вырезаем лоскутки по заранее сделанному шаблону и одновременно делаем из тонкого картона вставки, равные нашему лоскутку без припусков на швы. Тканью обтягиваем картонку-вставку путем стягивания припусков на швы простым наметочным швом с изнанки, закрепляя углы двумя дополнительными стежками, чтобы деталь не развернулась (рис. 1, а). Обтянув таким образом нужное количество лоскутков, сшиваем их между собой сначала в небольшой мотив — будь то квадрат, полоска или розетка, а затем собираем из этих мотивов большое полотнище нашего изделия. На старинных гравюрах можно встретить картинку, где мужчина сидит в ночной рубашке и колпаке в кровати меж подушек и занимается обтягиванием лоскутков на картонки — довольно забавное зрелище.

alt

Обтянутые лоскуты начинаем сшивать между собой, не вынимая картонных вставок. Для этого складываем их лицевыми сторонами и прошиваем через край соединительным швом, захватывая 2—3 нити одного лоскута на сгибе и 2—3 нити с другой обтяжки. Картон не прошивается. Он потом вытаскивается. В конце ряда, когда сшиты два лоскута, нитка закрепляется узелком. Так собираются большие покрывала с узором, например, «Бабушкин цветник» из шестиугольников, так как их трудно соединить на машине. Когда все полотнище готово, с изнанки в каждом лоскутке распарывается один-два уголка и вытаскивается вставка — картон.


Способ II — тоже известный еще в прошлом веке. Выкраиваются лоскуты с припусками на швы, затем они скалываются булавками, намечая место будущего шва; булавки втыкаются перпендикулярно шву по вертикали (рис. 1, б). Потом берется иголка с ниткой (обязательно на конце узелок) и от булавки до булавки лоскуты сшиваются мелкими частыми аккуратными стежками швом вперед иголка или наметочным швом. В конце шов закрепляется. Таким образом сшиваются мелкие лоскуты в большие полотнища. Многие, прочитав о наметочном шве, будут недоумевать: действительно ли соединение будет прочным, не нужно ли еще закреплять. Поверьте, таким образом собраны многие предметы, находящиеся сейчас в музеях, а в свое время хорошо послужившие владельцам. Важно уточнить: после соединения нужно заутюжить припуски на швы в одну сторону (желательно в сторону более темного материала). Способ хорош для работы летом на даче, когда нет швейной машины под рукой.


Способ III — современный традиционный способ пошива на швейной машине. Лоскуты стачивают между собой попарно. Ускорить работу можно тем, что каждый раз нить после стачивания не обрезается, а под-кладывается новая пара сколотых булавками лоскутов (рис. 1, в). После стачивания сразу необходимо разутюжить швы на две стороны, хотя иногда делают и на одну сторону, как в предыдущем способе.
Утюжка должна занимать по времени столько же, сколько кроится материал, то есть довольно много. Это одна из важных составляющих лоскутного шитья.

 

Основу многих композиций лоскутного шитья составляет геометрический орнамент, который часто напоминает детскую мозаику. Он самый распространенный, потому что легкий, понятный, с небольшим разнообразием составных частей при огромном разнообразии комбинаций. Что можно сделать из сочетания треугольников и квадратов, мы и рассмотрим.
Основной образующей единицей — частью для построения рисунка одеяла, пледа и массы других изделий — являются квадраты, треугольники, ромбы, сегменты круга, шестиугольники. В квадратную форму «загоняется» и «дикий» стиль, когда лоскуты неправильной формы сшиваются между собой как угодно, потом на этом полотнище вычерчиваются квадраты, разрезается готовое уже полотно и путем чередования цветных пятен организуется определенный ритм, создается композиция из квадратов.
Крупные вещи собираются из множества отдельных элементов, которые чередуются в определенном порядке: идет ряд квадратов, в каждом из которых один и тот же узор. Возможно чередование и в шахматном порядке.
Узоры из кусочков разных тканей составляют мотив. Мотив в собранном, сшитом виде имеет устойчивый характер, специфическое название, которое давалось по ассоциации с различными явлениями и предметами. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся мотивы, взятые из готовых крупных вещей.
Мотив «мельница» (рис. 2, а) собирается из двух полосок, в каждой из которых по два квадрата, состоящих из двух треугольников, контрастных по тону. Его можно собрать, взяв два темных и два светлых квадрата. Разрезать их по диагонали и поменять местами. «Мельница» — это рисунок, который встречается в ковроткачестве Закавказья и Средней Азии, в вышивке разных народов. Не применяя другого орнамента, из «мельниц» можно собрать и маленькую подушку, и большое покрывало.

alt

Мотив «усложненная мельница» — орнамент, который встречается только в лоскутном шитье, потому что он изобретен специально для него (рис. 2, б), но в основе — простая «мельница». Этот узор сшивается также по полоскам, но их здесь больше. На рисунке видно, что узор составляется только из двух элементов: из треугольников и квадратов. Последовательность работы по пошиву этого мотива такова:
— сначала делается рисунок на бумаге в меньшем масштабе, чтобы высчитать, сколько нужно треугольников каждого цвета;
— высчитывается размер треугольника в натуральную величину, делается шаблон;
— по шаблону выкраиваются треугольники;
— треуголоники стачиваются на машине попарно, в квадраты;
— все сшитое тщательно отутюживается;
— складывается узор из квадратов;
— начинается соединение, т.е. стачивание в полоски: сначала собирается или вертикальная правая полоса, а за ней все остальные, или сначала горизонтальная нижняя полоса.
Сродни «мельнице» — мотив «вертушка», напоминающий древний символ плодородия (рис. 3,а). Его собирают аналогично предыдущему мотиву по квадратам, а затем по полоскам. Здесь нужно учитывать, что некоторые квадраты составляются из двух треугольников, а некоторые просто выкраиваются целиком, поэтому выкройка треугольника должна быть больше, чтобы при стачивании двух треугольников получившийся квадрат равнялся готовому, не разрезанному.

alt

Мотив «карточный фокус» (рис. 3,6) состоит из треугольников двух размеров, строится на основе квадрата. Общий квадрат равен девяти маленьким квадратам (3 — в высоту и 3 — в ширину). Шаблон делается следующим образом: квадрат разрезается по диагонали, получившийся треугольник делится пополам (прямой угол разделить на две части). Получается большой треугольник и маленький треугольник — это и есть выкройка. Чтобы не запутаться в цвете и последовательности составления мотива, возьмите для начала черные, синие лоскуты и добавьте белые в горошек, вырежьте и разложите по рисунку и только потом сшивайте последовательно по полоскам: вначале в каждом квадрате стачайте все треугольники между собой, а затем уже готовые квадраты. Мотив хоть и сложен, но популярен у многих мастериц, а каждая называет его по-своему. Иногда даже бывают курьезы, когда кто-то решает, что является автором данного орнамента, которому не одно десятилетие.
Мотив «звезда» (рис. 4) встречается в самых различных вариантах. В лоскутной технике он разработан очень хорошо. Вариаций несколько десятков. Этот мотив собирается из треугольников и квадратов, из ромбов, каждая часть может состоять из нескольких мелких кусочков того же геометрического орнамента. Середина, в свою очередь, может быть заполнена «мельницей» или другим мотивом.

alt

Мотив «корзина с цветами» существует тоже во множестве вариантов (рис. 5). Каждая «корзина» может выполняться из разных тканей с множеством оттенков, как душа пожелает. Иногда в одном покрывале чередуются несколько «корзин», отличающихся по цветовым пятнам и форме самой корзины и направлению лепестков-треугольников. Сшивается «корзина» также сначала по квадратам, а затем полосами.

alt

Попробуйте применить любой описанный выше мотив в изготовлении небольшого изделия: подушки, игольницы, салфетки, фартука. Несомненно, работа доставит удовольствие.
В качестве основы может служить не только квадрат, но и прямоугольник. Для начала сошьем простой коврик на стену, но если ткани, имеющиеся в доме, не очень красивы и ярки, то можно использовать его как покрывало на кресло или диван.
Наш коврик (рис. 6,а) имеет размер 100x80 см (высота к ширине, без припусков на швы). Выполняется он из треугольников, которые получаются из прямоугольника. Размер прямоугольника в готовом виде равен 10x20 см. Треугольник получится, если прямоугольник разрезать по одной диагонали на две части. Таким образом получаем шаблон (без припусков на швы). Можно сделать шаблон в виде рамочки (рис. 6,6), внутренний треугольник — готовый вид лоскута, а внешний треугольник — выкройка с припусками на швы. Так как в нашем изделии используется только один вид треугольника, то целесообразнее сделать такой шаблон.

alt

Тканей для этой работы должно быть шесть. Одной ткани должно быть гораздо больше, чем остальных, так как из нее выкраивается не только несколько треугольников, но и кайма.
Итак, делаем шаблон из картона, гладим ткани, накладываем шаблон и осторожно вырезаем:
10 треугольников ткани белой в красный горошек № 1;
12 треугольников красной ткани № 2; 8 треугольников черной ткани № 3; 6 треугольников ткани белой в черный горошек № 4;
8 треугольников серой ткани № 5;
4 треугольника ткани в клетку + кайма № 6.
Можно заранее посчитать, сколько нужно ткани. Например: 8 треугольников из ткани № 5 уложатся на лоскуте 90x15 см. Соответственно можно высчитать нужное количество материала для работы и для остальных тканей. Это важно, если вы собираетесь шить из нового покупного материала.
— Стачиваем треугольники по рисунку между собой. Должно получиться 24 прямоугольника. Тщательно утюжим швы.
— Сшиваем полосы: сначала верхняя, состоящая из четырех вертикально поставленных прямоугольников и двух горизонтальных. Последовательность такова: стачиваем два горизонтальных прямоугольника между собой, а к ним последовательно притачиваем четыре вертикальных прямоугольника. Швы утюжим.
— Стачиваем три оставшиеся полосы, утюжим.
— Собираем между собой четыре получившиеся полоски орнамента — стачиваем, утюжим.
— Выкраиваем полосы каймы, которые будут равны по ширине одному нашему прямоугольнику, а по высоте равняться высоте панно + по 10 см с каждой узкой стороны + припуски на швы (2 полоски). Верх и низ равен ширине 6 прямоугольников + припуски.
— Сначала стачиваем кайму с панно по коротким сторонам. Утюжим.
— Притачиваем вертикальные полосы каймы. Утюжим.
— Выкраиваем подкладку, по величине равную нашему панно, то есть 100x80 см + припуски на швы по периметру из любой ткани, кроме бельевой. Изнанка должна быть сделана также аккуратно, как и лицевая сторона изделия. Лучше всего использовать темный однотонный сатин — черный, темно-синий, темно-зеленый, темно-красный.
— Соединяем верхнюю лоскутную часть с подкладкой посредством стежки. Можно между ними проложить слой ватина или синтепона для придания рельефа поверхности и маскировки неудачных швов. Стежка может быть самой простой по рисунку — вертикальные полосы вдоль швов стачивания. Линию стежки необходимо проводить на расстоянии 1 см от шва с двух сторон (слева и справа). На кайме тоже необходимо простегать одну-две вертикальные полоски на расстоянии 2—3 см. Можно просто повторить контур коврика, отступив от края.
— Края изделия обрабатываем косой бейкой, лучше однотонной и темной. Бейку можно пришивать параллельными полосками: верх и низ, слева и справа, а можно выкроить ее длинной, чтобы хватило на все изделие. Бейка должна быть широкой, чтобы хорошо охватить два или три слоя коврика. Средняя ее ширина 3—4 см (с учетом припусков-подворотов на швы). Пришивается она следующим образом: прикладываем бейку лицевой стороной к лицевой стороне коврика и прострачиваем на машине по периметру изделия. Один нижний угол остается не заделанным. Его завершаем в конце.
— Заворачиваем бейку на изнанку коврика и вручную потайным швом пришиваем также по периметру, сильно не натягивая. Оставленный угол чисто заделываем вручную потайным швом. Наш коврик готов. Он прост в изготовлении и эффектен, если ткани хорошо подобраны.




Поделись в соцсетях

Подходит к МК:

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо войдите на сайт через соц. сети (или зарегистрироваться):
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Добрый день, Гость!

Поделись страничкой в соцсетях
Что Вы делаете с готовыми изделиями?
Все поделки и мастер-классы принадлежат их авторам, администрация сайта не присваивает себе чужое авторство, а лишь предоставляет возможность опубликовать статью в сети Интернет.
При копировании текстового и графического материала обязательно указывайте активную ссылку на сайт У Самоделкина | Рукоделие